Грозовая буря бушевала над Африкой. Снимая
этот небесный спектакль через иллюминаторы «Колумбии», астронавты
заметили огромную красную светящуюся дугу, которая протянулась
над Землей на несколько сотен километров. Это был не «спрайт»
и не «эльф», яркие красные вспышки, которые иногда возникают
во время грозовых бурь. Но что тогда? На последней в своей
жизни пресс-конференции 29 января Майкл Андерсон сказал: «Мы
видели то, что не ожидали увидеть». Может, это Земля отправила
им свою телеграмму-молнию...
Этот полет шаттла еще до завершения поторопились
назвать «самым неординарным».
С научной точки зрения. Вышло — что с исторической.
Каждый космический корабль — одновременно
суденышко жизни и смертельная ловушка. Каждый запуск — почти
взрыв. Каждый облет вокруг Земли — лавирование между случайными
пулями. Но опаснее всего возвращаться. У корабля есть только
один шанс правильно войти в атмосферу, под нужным углом и
с нужной скоростью, и человек с гордым названием «командир
корабля» на самом деле его пленник.
За 42-летнюю историю американских космических
полетов аварий на спуске не случалось. Челнок «Колумбия» улетал
и возвращался 27 раз. Первый раз был самым почетным — в апреле
1981 он открыл новую страницу в истории освоения космоса,
став первым многоразовым кораблем.
Шаттл «Дискавери».
После к «Колумбии», которую инженеры НАСА прозвали «Седой
старушкой», присоединились «Челленджер», «Дискавери», «Атлантис»
и «Эндевер». Все они названы по именам парусников, в XVII-XVIII
веках совершивших открытия у побережий Америки. А еще «Колумбия»
— от имени Колумба.
Хроника последнего часа:
1.02.2003. Отличный день для посадки, безоблачное
синее небо. Приземление в космическом центре Кеннеди запланировано
на 9.15 утра.
8.15. Где-то над Индийским океаном «Колумбия»
начинает спуск с орбиты.
8.53. Первый «звонок». Что-то случилось
с температурными датчиками гидравлической системы в крайнем
отсеке левого крыла. За 5 минут температура вдруг повысилась
на 20-30 градусов. Шаттл уже над Калифорнией.
8.54. «Колумбия» летит над Невадой. Датчики
над левым крылом показывают увеличение температуры на 60 градусов.
Датчики с правой стороны показывают норму, 15.
8.56. Показания датчиков слева увеличиваются.
8.58. Шаттл долетел до Нью-Мексико. Три
датчика на левой стороне корабля выходят из строя. «Колумбия»
на высоте 63 км. Ее скорость в 18 раз превышает скорость звука.
До пункта назначения остается около 2252 км. Корабль сильно
накренился на левое крыло. Автоматические системы контроля
пытаются его выровнять.
8.59. Шаттл над Техасом. Бортовые датчики
показывают, что нагрузки на левую сторону возрастают. Центр
выходит на связь: «Колумбия, говорит Хьюстон. Мы видим ваши
сообщения о давлении в шасси...» Через короткое время приходит
ответ: «Роджер... эм...» В голосе командира корабля Рика Хазбенда
ни страха, ни паники. Связь потеряна.
В Хьюстоне считают минуты до посадки. Восемь
минут... Шесть... Истекает назначенное время. О потере корабля
сообщают Бушу.
Свидетели в Техасе описывают, что слышали
громкий взрыв и видели в небе белые следы. На чьи-то крыши
падают осколки. Спасательные отряды отправляются в Техас.
Вскоре сообщается, что найдено около 2000 обломков.
Через двое суток обломков будет уже 12 тысяч,
включая носовую часть корабля, которую обнаружат в лесу. Останки
семерых астронавтов найдут на востоке Техаса.
Оранжевая пена или цифра семь?
Расследование гибели челнока может продлиться
несколько лет. Инженеры хотят сложить погибший корабль из
кусочков, чтобы понять, что же все-таки случилось с «Колумбией».
Черные ящики на челноках не предусмотрены.
А вот сегодняшние версии.
1. Повреждение во время старта. Кусок изоляционной
пены, которой обернут внешний топливный бак, скользнул по
левому крылу корабля, возможно, выбив несколько термозащитных
плиток. На космических видеозаписях на левом крыле хорошо
видны трещина и вмятина. Высокие (до 1600DGС) температуры
при приземлении могли привести к перегреву незащищенного участка,
от него разрушились соседние плитки...
Падение куска пены заметили не во время
запуска, а на следующий день. Оценив последствия удара, специалисты
пришли к выводу, что кораблю ничего не угрожает. Кусок весом
около 1,2 кг и размерами 50х40х15 см не мог значительно повредить
крыло. Ну а плитки отваливались не раз и раньше: случалось,
с шаттлов их отлетало от 3 до 150(!). В октябре похожий случай
был с «Атлантисом», и это никак не повлияло на его полет.
НАСА «пенную» версию отвергает.
2. Вышла из строя какая-то из систем управления
или навигации. Не зря автопилот пытался выровнять крен и погасить
скорость — для этого были даже выпущены специальные ракеты.
Наверное, эти ракеты и сфотографировали астрономы-любители
Сан-Франциско и Техаса: они выглядели как яркие оранжевые
вспышки в инверсионном следе корабля. Был и свидетель, который
заметил, что два ярких объекта летели рядом с шаттлом, «будто
бы догоняли его».
А еще это могли быть не ракеты, а обломки
корабля. Так как несколько кусков шаттла нашли в Аризоне,
появилась новая версия — «Колумбия» начала разваливаться раньше,
до того, как с ней потеряли связь.
3. Возможно, это был сбой приборов из-за
компьютерной ошибки. На «Колумбии» впервые установили систему
сообщения с интернетом. А за несколько дней до аварии многие
сайты были поражены вирусом, который сильно замедлил работу
сети.
4. Усталость конструкции. Так считают российские
эксперты. Ведь «Колумбия» была самым старым кораблем челночного
флота, его несколько раз капитально ремонтировали. Хотя вообще
каждый шаттл рассчитан на сотню полетов, а это был всего 28-й.
5. Вмешались посторонние предметы — не исключено,
что корабль столкнулся с куском космического мусора, что и
вызвало крен.
6. Поскольку в экипаже был израильский космонавт,
сразу возникла версия о теракте. Но корабль был слишком высоко,
а охрана экспедиции значительно усилена. ФБР утверждает, что
в катастрофе нет никаких террористических следов.
7. Ну и, естественно, противоестественное.
Индийский астролог Мадан Гупта Спатху обвиняет во всем роковую
цифру семь. В имени индийской астронавтки 7 букв, родилась
она 7 января 1961 (по нумерологическим "примерам",
это 7 + 1 + 1 + 9 + 6 + 1 = 25 = 2 + 5 = 7), на корабле было
7 человек, стартовал шаттл 16 (1 + 6 = 7) января, провел в
космосе 16 (1 + 6) дней, взорвался за 16 (1 + 6) минут до
посадки...
Одна из израильских газет пишет о символичности
совпадений: в 1981-м (год первого полета «Колумбии») Илан
Рамон участвует в бомбежке Багдада; шаттл разбивается над
родным штатом Джорджа Буша, и не где-нибудь, а над местечком
под названием Палестина.
И еще штрих. Младшая дочь Рамона Ноа еще
до того, как пропала связь с экипажем, вдруг закричала: «Я
потеряла своего папу!»
А глобальная причина катастрофы банальна:
деньги. С 1990-го расходы на освоение космоса в США урезали
на 40%; в прошлом году сократили еще на миллиард долларов.
Не строится ни одного нового шаттла, а дизайн и основная конструкция
тех, что есть, принадлежат 1970-м. Не оказалось денег и на
разработку проекта спасательных капсул для астронавтов, которые
действовали бы по образцу катапульты.
В последние годы инженеры НАСА не раз обращались
в Белый дом, предсказывая, что при таком уровне финансирования
катастрофы неизбежны. Инженер Дон Нельсон, служивший в Агентстве
36 лет, еще в 1999 написал письмо президенту, где перечислил
неполадки за последние два года: там утечки топлива, вмятины,
отложенные запуски, дефекты в проводке, трещины в обшивке...
Трагедия «Колумбии», по его словам, стала кульминацией «катастрофического
управления» полетами.
Сейчас на МКС остались трое — Кен Бауэрсокс,
Дон Петтит и Николай Бударин. Единственная для них надежда
вернуться домой связана с кораблем «Союз», пристыкованным
к одному из модулей. Пока опасности нет, но что будет дальше?
Если 30-миллиардная станция останется необитаемой, она постепенно
превратится в непригодный для жизни объект. По прогнозам специалистов,
шаттлы вернутся в строй через полтора-два года. А ведь они
доставляли на МКС 80% всех пассажиров и 90% грузов. Теперь
это задача для России. Сомнительно, что нам удастся удержать
баснословно дорогой космос на голых плечах...
|